Введение. Системное администрирование - определение и назначение

Назначение

Ситемное администрирование подразумевает под собой обеспечение работоспособности компьютеров (машин), в том числе в условиях корпоративных сетей.

Работа системного администратора (далее - сисадмина) состоит из следующих элементов:

Таким образом возможные направления применения этого курса:


Часть статьи "Пора учиться работать с компьютером" ("Почему приходится работать за себя и за того парня"), август 2004, В.В. Махрин. Полную версию во внутренней сети см. www.info.vas.ru/group.new/statia3.doc

Системное администрирование. Многие руководители оправдывают хаос в работе с информацией коммерческой тайной. В действительности, реальную защиту может предоставлять только налаженная система шифрования и разграничения доступа, когда даже увольнение ключевого сотрудника, имевшего доступ к конфиденциальной информации, не приводит к передаче данных конкурирующим фирмам.

Многие операции резервного копирования, которые требуют небольшого времени, не выполняются из-за того, что пользователи не знают о них, их необходимости либо боятся их выполнять из-за недостаточной подготовленности. В результате относительно простые и неопасные вирусы, небольшие технические проблемы, сбои электроснабжения, человеческие ошибки и глупости приводят к остановке работы подразделений предприятий.

Большинство предприятий не имеют поставленных систем быстрого восстановления работоспособности компьютеров в случае сбоев. В результате конечные пользователи работают в некомфортных условиях, когда часть программ или устройств не работает, а они постоянно боятся "ещё что сломать". Такой настрой приводит к дополнительным конфликтам в коллективе. Так сотрудница, рискнувшая переставить на новое место неудобно стоявший монитор, становится ответственной за все проблемы, произошедшие на данном компьютере в течение следующего года. Многие боятся этой ответственности, поэтому предпочитают держаться подальше от компьютерной техники.

Опыт показывает, что постановка системы быстрого восстановления работоспособности компьютеров в случае сбоев для предприятия требует разовых затрат не превышающих 10% от стоимости компьютеров, а в случае использования однотипных компьютеров, а так же при высоком уровне подготовки хотя бы одного сотрудника, этот процент удаётся существенно понизить. В отечественных же условиях в качестве системных администраторов используются неспециалисты, ошибочно понимающие под процедурой восстановления компьютера процесс переустановки на него операционной системы и всех программ, с соответствующими затратами времени и потерями документов.

Многие молодые сотрудники любят экспериментировать с компьютером, устанавливать на него всё новые и новые программы. Зачастую к родителям на работу приходят дети, которые устанавливают на компьютер всё новые и новые игры. Заканчивается это всегда одинаково - операционная система компьютера начинает выдавать сбои. Решение, принимаемое руководством в таком случае, - ограничение доступа посторонних лиц, запрещение экспериментов, оказывается неэффективным. Именно экспериментаторы, развиваясь, способны стать консультантами по использованию компьютерной техники в соответствующих отделах. Правильным решением в таком случае оказывается установка на компьютер двух независимых операционных систем, - одна используется для производственных задач, другая - для экспериментов и на время возможных проблем с основной операционной системой. При профессиональном подходе дублирование операционной системы на компьютере не требует больших затрат времени.

Зачастую, решение о классе приобретаемого оборудования принимает не специалист. В результате для решения простых учётно-отчётных и секретарских задач приобретается комплект стоящий не 14 - 17 тысяч рублей, а в несколько раз больше.

Сетевое администрирование. Неаккуратно производится выбор приложений для работы с Интернетом, большинство из приложений призванных обеспечивать безопасное подключение неправильно настроены, редко обновляются. Экономия 4-5 тысяч рублей в месяц на зарплате соответствующего специалиста (подчеркну - специалиста) приводит к крупным проблемам всего предприятия.


Классификация операционных систем

Часто приходится слышать фразы типа:

В этих фразах показан весь уровень непрофессионализма по отношению к среде. Поясню свою позицию. Есть две разновидности операционных систем:

ОС реального времени (real time system), ориентированые на управление техническими приспособлениями. Например, QNX (во внутренней сети см. www.studing.ru пункт "Дополнения ещё не отсортированные"), который упрявляет кофеварками, стиральными машинами, автоматами выдачи денег с банковских карточек, самолётами, аппратами управления химическими процессами. Их особенностью является готовность к работе всегда, пока способна работать электронная база, на которой они установлены. Другая их особенность - чёткое соответствие запросов системы возможностям оборудования (весь необходимый прогаммный код гарантированно помещается в оперативной памяти компьютера), соответственно точно известно время отклика системы на запрос любого определённого типа.

ОС ориентированные на совместное творчество с человеком (Windows, Unix, Linux). Именно амбициозность и некомпетентность конечного пользователя - человека приводит к множеству ошибок системы. Так интерфейс командной строки, который требовал профессионализма, высокого уровня знаний от пользователя и работал на компьютерах с небольшими системными ресурсами памяти был заменён на графический интерфейс пользователя. При этом система не ограничивает количества одновременно запускаемых приложений, просто если не хватает оперативной памяти организуется Swap (по-русски "своп" - сброс части не используемых в текущее время данных из оперативной памяти на жёсткий диск, с целью освобождения соответствующего участка оперативной памяти для исполнения другого приложения). Скорость работы оперативной памяти измеряется в наносекундах, а скорость работы жёсткого диска измеряется величинами в тысячи раз меньшими. Соответственно, выполнение операций записи swap и считывания их обратно в оперативную память резко тормозят работу системы.

Кроме операций работы со свопом такие системы активно выполняют ещё две разновидности дисковых операций:

Вопрос. Какие недостатки могут быть связаны с использованием дисковых кэшей?

 

 

Ответ:


Соответственно, для таких систем дисковые операции становятся частыми, а время выполнения любой операции - мало предстказуемым. Кстати, именно наличие кэшей и темпов и определяет требование операционной системы производить выключение по определённо процедуре (Пуск, завершение работы, выключить компьютер). Во время этой процедуры удаляются темпы и сбрасываются на диск кэши, а так же дозаписываются на диск сведения о сделанных пользователем настройках, в том числе изменении вида рабочего стола. Из-за дисковых операций, а так же из-за постоянных вмешательств пользователя любая операционная система ориентированная на пользователя становится похожей на тамагоч  - она руки любит. Среди обязательных операций по обслуживанию операционной системой можно назвать:


Нужно обратить внимание на то, что постоянные заявления о некой "недоделанности" Windows в сравнении с Unix системами безосновательны. И те и другие допускают дисковые ошибки, вопрос лишь в том, что среднее время простоя Windows-сервера на техобслуживание 8 часов в месяц, а Unix-сервера, якобы, тратят на те же операции в два раза меньше времени. Заявление о том, что программы под Windows тоже сырые не выдерживает критики.

Избыточная графическая ориентированность интерфейса и всяческие графические украшения так же резко тормозят работу системы и приводят к резкому торможению работы системы в целом. Для WinXP

Отключение графических "украшений" и, как следствие, ускорение системы:
Рис.11. W98
Рис.12. WXP
Рис.12-б. Linux Debian с рабочим столом Gnome
не хватает рисунка

{Start}-> {Система}-> {Параметры}-> {Внешний вид}-> /Визуальные эффекты\-> + Экстра

Когда подвигаете несколько окон и поймёте суть Экстра-эффектов, то верните
+ Без эффектов

   

{Start}-> {Выход}-> {Смена пользователя}->

... User for KDE (3.5)

... User Vista

Посмотрите и вернитесь в изначального пользователя user (с рабочим столом Gnome)

 

Внимание.

Кроме графической ориентированности интерфейса и обилия дисковых операций, ОС второго типа присущи ещё и проблемы связанные с низкой компетентностью пользователя:

 

 

Вывод. В западных фирмах есть специальная должность - IT Manager (управленец в области информационных технологий). Он в своей работе опирается на труд следующих специалистов:

 

Классификация версий Windows, в том числе и с точки зрения требуемой RAM - оперативной памяти.



Hosted by uCoz